Развернуть форму поиска

Поиск документов

Выбрать
с по

 ОАО "РЖД"

Тематика:  Инновации

Стандарт СТО РЖД 08.006-2011 "Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Организация технического аудита научно-технических работ"

Дата официального опубликования: 01.07.2012

Дата вступления в силу: 01.07.2012


1. Разработан Межрегиональным общественным объединением "Союз работников инновационных предприятий" - МОО " Инносоюз".

2. Внесен Центром инновационного развития –филиалом ОАО "РЖД".

3. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от "26" июня 2012 г. № 1267р.

4. Взамен СТО РЖД 1.08.006-2009.

Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО "РЖД".

Перейти к содержанию документа   Введение

Настоящий стандарт разработан на основании Протокола совещания у Президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина № ВЯ-80пр от 06.11.2009 " О совершенствовании организации научной деятельности в холдинге "РЖД" (п.3 б), в исполнение Программы инновационного развития ОАО "РЖД", утвержденной Советом директоров ОАО "РЖД" 19.04.2011.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов, определяющих нормативную базу инновационной деятельности ОАО "РЖД".

Целью разработки настоящего стандарта является установление единых корпоративных требований к организации технического аудита научно-технических работ на всех стадиях их жизненного цикла.

Технический аудит проводится с целью управления инновационной деятельностью, установления единых требований к созданию востребованных эффективных результатов научно-технических работ, выполняемых по плану научно-технического развития (далее - план НТР ОАО "РЖД"), имеющих реальный потенциал практического применения.

Перейти к содержанию документа   1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает обязательные процедуры и правила проведения аудита научно-технических работ, выполняемых в соответствии с планом научно – технического развития ОАО "РЖД".

Настоящий стандарт применяется:

  • при формировании плана научно-технического развития ОАО "РЖД" с целью отбора предложений и заявок, обеспечивающих максимально эффективное решение задач инновационного развития ОАО "РЖД";
  • для контроля выполнения научно-технических работ на всех стадиях их жизненного цикла;
  • для отбора результатов работ, обеспечивающих наиболее эффективное использование в хозяйственной деятельности;
  • для контроля за правовой охраной и использованием созданных результатов работ.

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления, филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД.

Применение настоящего стандарта другими организациями, в том числе дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД", оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

Перейти к содержанию документа   2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
  • ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
  • СТО РЖД 08.015-2011 Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Порядок рассмотрения инновационных проектов в ОАО "РЖД"

Примечание — при пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - нa официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего roдa, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, которые опубликованы в текущем году, а также по единой информационной базе ОАО "РЖД". Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, го положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Перейти к содержанию документа   3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:

3.1 инновации: Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;

3.2 инновационное развитие: Деятельность компании, направленная на освоение новых технологий, разработку и выпуск инновационной продукции (товаров, работ, услуг, технологий), применение инноваций в управлении, а также любая иная деятельность, имеющая своей целью разработку и внедрение новых технологий, инновационной продукции и услуг, соответствующих мировому уровню;

3.3 инновационная деятельность: Деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

3.4 инновационная инфраструктура: Совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;

3.5 научно-техническая деятельность: Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

3.6 результат научно-технической деятельности: Новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, в том числе описание разработанных конструкций и технологий; конструкторская документация; протоколы испытаний, отчеты, программные документы, прогнозы, концепции, стратегии, математические модели, нормативно-технические и нормативно-методические документы (стандарты, регламенты, технические условия, инструкции, методики), технологические карты, в том числе результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана;

3.7 результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность): Произведения науки, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения;

3.8 технический аудит: Проверка научно-технических работ, выполняемых по плану НТР ОАО "РЖД" и предлагаемых для включения в план, на соответствие установленным в ОАО "РЖД" требованиям;

3.9 правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности: Совершение юридически значимых действий, направленных на признание в отношении результатов интеллектуальной деятельности исключительных и иных интеллектуальных прав;

3.10 технический уровень: Соответствие результата научно-технической деятельности основным техническим характеристикам лучших мировых образцов соответствующей области техники;

3.11 научно-исследовательская работа: Комплекс работ, направленных преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

3.12 опытно-конструкторская работа: Комплекс работ, выполняемых для разработки технической документации (как конструкторской, так и технологической), изготовления опытных образцов, испытаний опытных образцов и приемки результатов опытно-конструкторских работ;

3.13 технологическая работа: Разработка новых и корректировка существующих технологических процессов;

3.14 паспорт научно-технической работы: Документ, определяющий цели и задачи работы, выполняемой по плану НТР ОАО "РЖД", используемые технические и технологические решения, планируемые результаты и экономические эффекты, место, сроки и объемы внедрения;

3.15 жизненный цикл работ: Период времени от начала разработки до окончания возможности использования полученного результата работы по назначению и в соответствии с характеристикам, указанным в договоре на выполнение работ;

3.16 договор: Письменное соглашение ОАО "РЖД" и исполнителя на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы;

3.11 заявка: Комплект материалов, представляемый для включения работы в план НТР ОАО "РЖД", формируемый в установленном в ОАО "РЖД" порядке;

3.17 функциональный заказчик: Структурное подразделение, филиал, дочернее общество ОАО "РЖД", инициирующее выполнение научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ;

3.18 заказ-наряд: Письменное соглашение функционального заказчика и исполнителя на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы в том случае, когда исполнителем является филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД";

3.19 исполнитель: Сторона договора, обязанная выполнить научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, либо филиал или другое структурное подразделение ОАО "РЖД", выполняющее работы на основании заказ – наряда;

3.20 соисполнитель: Организация, привлекаемая исполнителем с согласия ОАО "РЖД" к выполнению договора;

3.21 место использования: Структурное подразделение, филиал, дочернее или зависимое общество ОАО "РЖД", использующее результаты научно – технических работ;

3.22 техническое задание: Обязательное приложение к договору составленное в соответствии с ГОСТ Р 15.201;

3.23 календарный план работ: Обязательное приложение к договору, содержащее наименование работ по договору и их основных этапов со сроками выполнения этапов;

3.24 акт сдачи-приемки работ: Документ, оформляющий приемку научно – технических работ, в соответствии с Порядком организации приемки работ, предусмотренных Планом научно-технического развития ОАО "РЖД";

3.25 эксперт: Специалист по определенному направлению научных, прикладных, инженерно-технических, технологических исследований, имеющий подтвержденную квалификацию в соответствующей области и уполномоченный осуществлять экспертизу научно-технических работ и инновационных проектов.

3.26 В настоящем стандарте применено следующее сокращение:

НИОКР: Научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая работа;

план НТР: План научно – технического развития ОАО "РЖД";

ОКР: Опытно-конструкторская работа;

ОТР: Опытно- технологическая работа.

Перейти к содержанию документа   4. Общие требования к техническому аудиту научно-технических работ

4.1 В рамках формирования и выполнения работ по плану НТР Департамент технической политики организует проведение технического аудита работ плана, относящихся к НИОКР по разработке и созданию новых технических решений, объектов техники и технологий.

4.2 Применительно к целям настоящего стандарта технический аудит предусматривает проверку научно-технических работ, выполняемых по плану НТР ОАО "РЖД" и предлагаемых для включения в план, в том числе инновационных проектов, на соответствие установленным в ОАО "РЖД" требованиям, на основе их сплошного или выборочного анализа.

4.3 Технический аудит научно-технических работ осуществляется работниками подразделений аппарата управления, филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД без создания каких-либо специально предназначенных для проведения технического аудита подразделений. Участие работников в проведении технического аудита осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов руководителей департаментов, филиалов (иных структурных подразделений).

4.4 Для проведения технического аудита научно-технических работ могут привлекаться независимые эксперты. Привлечение экспертов осуществляется установленным в ОАО "РЖД" порядком в соответствии с положениями СТО РЖД 08.015 по рассмотрению инновационных проектов.

4.5 Участники процесса проведения технического аудита не должны требовать от исполнителей проведения каких-либо дополнительных работ, исследований, испытаний, представления дополнительных результатов работы, не обусловленных техническим заданием.

4.6 Результатом проведения технического аудита является отчет о его проведении, который представляется в Департамент технической политики. Выводы и заключения, сделанные по результатам технического аудита и приведенные в отчете, должны быть объективны и обоснованы. К отчету о проведенном техническом аудите должны быть приложены документы, на основании которых проводился технический аудит.

4.7 Технический аудит не может подменять процедуры рассмотрения заявок для включения НИОКР в план НТР ОАО "РЖД", а также процедуры приемки результатов НИОКР.

4.8 Результаты проведения технического аудита научно-технических работ используются:

  • при включении работ в план научно-технического развития ОАО "РЖД" в целях отбора предложений и заявок, обеспечивающих максимально эффективное решение задач инновационного развития ОАО "РЖД";
  • в целях контроля за выполнением научно-технических работ и обеспечением их высокого технического уровня;
  • в целях контроля за обеспечением правовой охраны и возможностью использования полученных в ходе работ результатов интеллектуальной деятельности;
  • в целях отбора наиболее эффективных результатов работ для их приоритетного использования в хозяйственной деятельности.

4.9 Результаты проведения технического аудита научно-технических работ доводятся до сведения Старшего вице-президента, курирующего вопросы инновационного развития, Совета главных инженеров, Объединенного ученого совета, причастных подразделений аппарата управления, филиалов ОАО "РЖД" и иных структурных подразделений ОАО "РЖД".

Перейти к содержанию документа   5. Состав и ответственность участников процесса проведения технического аудита научно-технических работ

5.1 Решение о проведении технического аудита научно-технических работ принимает Департамент технической политики.

Состав и функции участников процесса проведения технического аудита научно-технических работ и форма его проведения путем сплошной или выборочной проверки определяются в зависимости от стадии жизненного цикла работы.

5.2 На стадии подготовки предложений о необходимости выполнения НИОКР участниками процесса технического аудита научно-технических работ являются:

  • Департамент технической политики;
  • Центр инновационного развития.

Целью проведения технического аудита на данной стадии жизненного цикла является предотвращение включения в план НТР ОАО "РЖД" работ, которые по своему техническому уровню и конкурентоспособности не могут быть отнесены к инновационной деятельности.

5.3 Участниками процесса технического аудита научно-технических работ на стадии формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" являются:

  • Департамент технической политики;
  • Управление по вопросам интеллектуальной собственности;
  • Центр инновационного развития.

Целью проведения технического аудита на данной стадии жизненного цикла является предотвращение включения в план НТР ОАО "РЖД" недостаточно проработанных предложений, в том числе предложений, не предполагающих обеспечение правовой охраны получаемых результатов, не предусматривающих проведение патентных исследований, не имеющих конкретных предложений по месту и объемам использования планируемых результатов.

Ответственность за обоснованность предложений на включение работы в план НТР несут функциональные заказчики.

5.4 Участниками процесса технического аудита научно-технических работ на стадии выполнения НИОКР, на этапе их завершения перед проведением их приемки, являются:

  • Департамент технической политики;
  • Центр инновационного развития;
  • Управление по вопросам интеллектуальной собственности.

Целью проведения технического аудита на данной стадии жизненного цикла является оценка соответствия полученных результатов работы требованиям технического задания, обеспечение правовой охраны всех полученных результатов работ. Результаты аудита используются при приемке выполненной работы.

5.5 Участниками процесса технического аудита научно-технических работ на стадии внедрения и использования результатов работ являются:

  • Департамент технической политики;
  • функциональные заказчики;
  • Центр инновационного развития;
  • филиалы и структурные подразделения, причастные к использованию полученных результатов работ.

5.6 Департамент технической политики несет ответственность за проведение технического аудита научно-технических работ и правомерное и своевременное использование полученных результатов проведенного технического аудита в целях инновационного развития ОАО "РЖД".

Перейти к содержанию документа   6. Порядок проведения технического аудита научно-технических работ

6.1 Департамент технической политики определяет порядок и организует проведение технического аудита на разных стадиях выполнения научно-технических работ. Технический аудит проводится на основе сплошного или выборочного контроля научно-технических работ, на основании выданных Департаментом технической политики специальных заданий на его выполнение (Приложение А) или на основании сформированных Департаментом технической политики совместно с функциональными заказчиками ежегодных планов проведения аудита.

6.2 На стадии подготовки предложений и формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" проводится сплошной технический аудит заявок на проведение НИОКР, указанных в п.4.1 настоящего стандарта, в том числе по работам, связанным с инновационными проектами.

6.3 Технический аудит заявок на НИОКР проводится Центром инновационного развития с целью подтверждения соответствия этих работ требованиям высокого технического уровня, потенциальной новизны и конкурентоспособности.

6.4 Для проведения технического аудита используются материалы заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД", представляемые в соответствии с Положением о формировании и выполнении плана научно-технического развития ОАО "РЖД" от 27 марта 2011 г. N 77:

  • проект технического задания на выполнение НИОКР;
  • технико-экономическое обоснование работы;
  • отчет о результатах выполненных патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011.

Отчет содержит выводы о соответствии (или несоответствии) заявленных предложений требованиям высокого технического уровня и задачам инновационного развития ОАО "РЖД".

В случае неполноты представленных потенциальным функциональным заказчиком сведений, указанных в пункте 6.4 настоящего стандарта, делается вывод об отсутствии обоснований для включения заявленной работы в план НТР ОАО "РЖД".

6.4.1 По результатам проведенного технического аудита Центр инновационного развития составляет отчет по форме приложения Б.

6.4.2 Результаты проведенного Центром инновационного развития на стадии предварительной проработки предложений и формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" технического аудита используются Департаментом технической политики при рассмотрении предложений функциональных заказчиков о включении работ в план НТР.

Технический аудит не подменяет процедур формирования плана НТР. Включение НИОКР в план НТР ОАО "РЖД" производится установленным в ОАО "РЖД" порядком в соответствии с Положением о формировании и выполнении плана научно-технического развития ОАО "РЖД" от 27 марта 2011 г. N 77.

6.5 На стадии выполнения НИОКР технический аудит научно-технических работ проводится выборочно, по указаниям Департамента технической политики, а также в соответствии с планами, составленными функциональными заказчиками и утвержденными Департаментом технической политики.

Для проведения технического аудита на стадии выполнения НИОКР по указанию Департамента технической политики из работников подразделений - функциональных заказчиков и работников структурных подразделений, причастных к использованию результатов НИОКР, а также представителей Центра инновационного развития, Управления по вопросам интеллектуальной собственности, формируется рабочая группа технического аудита.

6.5.1 Технический аудит на стадии выполнения НИОКР производится до проведения приемки их результатов.

6.5.2 Целью технического аудита на стадии выполнения НИОКР является проверка соответствия существенных признаков, параметров и характеристик результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ техническому заданию, техническим требованиям государственных стандартов и стандартов ОАО "РЖД", обеспечение правовой охраны всех полученных результатов работ, соответствие работ, находящихся на завершающих стадиях ОКР, ОТР, требованиям, предъявляемым к инновационным проектам.

6.5.3 По результатам проведенного технического аудита рабочей группой технического аудита составляется отчет по форме приложения В, который представляется в Департамент технической политики.

Отчет содержит выводы о соответствии (или несоответствии) результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ требованиям технического задания, техническим требованиям государственных стандартов и стандартов ОАО "РЖД", требованиям, предъявляемым к инновационным проектам, наличии правовой охраны полученных результатах и ее объеме.

По усмотрению руководителя рабочей группы технического аудита в отчет о проведении технического аудита могут включаться иные, не раскрытые в форме приложения В, данные, выявленные в ходе анализа и проверки.

6.5.4 Департамент технической политики учитывает результаты проведенного технического аудита при осуществлении приемки научно-технических работ в соответствии с установленным в ОАО "РЖД" порядком. Результаты проведенного технического аудита могут служить основанием для внесения изменений в ход выполнения работ (корректировки плана, принятия решения о прекращении выполнения работы).

6.6. На стадии внедрения и использования результатов НИОКР технический аудит проводится на выборочной основе на основании специальных заданий Департамента технической политики или по планам технического аудита используемых результатов НИОКР, составляемых функциональными заказчиками и утверждаемых Департаментом технической политики.

6.6.1.Технический аудит результатов на стадии внедрения и использования результатов НИОКР проводится функциональными заказчиками. Распоряжениями руководителей структурных подразделений - функциональных заказчиков для проведения технического аудита могут быть созданы постоянно действующие группы технического аудита из работников подразделений - функциональных заказчиков и работников структурных подразделений, причастных к использованию результатов НИОКР.

В случае необходимости к проведению технического аудита на стадии внедрения и использования результатов НИОКР, по указанию Департамента технической политики, могут привлекаться специалисты структурных подразделений ОАО "РЖД" и независимые эксперты.

6.6.2 Целью технического аудита на стадии внедрения и использования результатов НИОКР является проверка соответствия предполагаемых, заявленных исполнителями в технико-экономических обоснованиях, показателей результатов НИОКР и объемов внедрения фактическим показателям, и установление причин их несоответствия.

6.6.3 На стадии внедрения и использования результатов НИОКР проверяются:

  • условия подготовки и освоения производства;
  • факт изготовления установочной серии и проведения квалификационных испытаний в соответствии с ГОСТ Р15.201;
  • соблюдение эксплуатирующими подразделениями утвержденных руководств по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту;
  • обеспечение запланированных объемов внедрения;
  • соответствие заявленных при подаче заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" объемов внедрения фактическим объемам внедрения;
  • достижение заявленного инициатором научно-технической разработки (исполнитель, функциональный заказчик) эффекта (экономического, технологического и т.д.) при его реализации.

6.6.4 По результатам проведенного технического аудита функциональные заказчики составляют отчет по форме приложения Г и представляют отчеты о проведении технического аудита в Департамент технической политики.

Отчет содержит выводы о соответствии (или несоответствии) предполагаемых, заявленных исполнителями в технико-экономических обоснованиях, показателей объема внедрения результатов НИОКР фактическим показателям, а в случае несоответствия - указания на выявленные причины несоответствия.

По усмотрению руководителя структурного подразделения функционального заказчика в отчет о проведении технического аудита допускается включать иные, не раскрытые в форме приложения Г, данные, выявленные в процессе анализа и проверки.

6.7 Департамент технической политики формирует отчет о проведении технического аудита результатов выполненных НИОКР за отчетный год и представляет его Старшему вице-президенту, курирующему вопросы инновационного развития.

Результаты проведения технического аудита научно-технических работ доводятся до сведения Совета главных инженеров, Объединенного ученого совета, причастных подразделений аппарата управления, филиалов ОАО "РЖД" и иных структурных подразделений ОАО "РЖД".

Перейти к содержанию документа   7. Условия проведения технического аудита

7.1 При планировании технического аудита и формировании заданий на проведение аудита Департамент технической политики устанавливает следующие сроки проведения аудита:

а) аудит заявленных результатов НИОКР - не более 7 рабочих дней на одну работу;

б) аудит результатов НИОКР на стадии выполнения НИОКР - не более 7 рабочих дней на одну работу;

в) технический аудит на стадии внедрения и использования результатов НИОКР - не более 10 рабочих дней на одну работу.

7.2 Департамент технической политики по результатам технического аудита принимает решения:

а) на стадии инициирования инновационного проекта:

1) о принятии заявки на включение НИОКР в план НТР ОАО "РЖД";

2) о предложении функциональному заказчику скорректировать работу в случае возможного получения достоверных результатов;

3) о мотивированном отказе в принятии заявки на включение в план НТР ОАО "РЖД" при невозможности получения достоверных результатов;

б) на стадии выполнения НИОКР:

1) о предложении функциональному заказчику скорректировать ход выполнения работы;

2) о прекращении выполнения работы, расторжением договора на выполнение НИОКР.

в) на стадии использования результатов НИОКР:

1) о внесении изменений в ход реализации инновационного проекта;

2) об отказе от дальнейшей реализации инновационного проекта.

Указанные решения оформляются, согласуются, оспариваются, утверждаются установленным ОАО "РЖД" порядком, в том числе в соответствии с Положением о формировании и выполнении плана научно-технического развития ОАО "РЖД" от 27 марта 2011 г. N 77.

7.3. Функциональные заказчики и Центр инновационного развития, выполняющие работы по проведению технического аудита обеспечивают хранение отчетов о проведенном плановом техническом аудите, а также всех документов и обоснований, полученных при проведении технического аудита, в течение всего жизненного цикла проанализированных НИОКР.


Связанные документы

Смотрите также:

Версия для печати
screenRenderTime=1