Развернуть форму поиска

Поиск документов

Выбрать
с по

 ОАО "РЖД" от 03.11.2011 № 307

Регламент определения ответственности руководителей учреждений профессионального образования, начальников технических школ и учебных центров ОАО "РЖД" и руководителей филиалов ОАО "РЖД" за качество профессиональной подготовки

Дата официального опубликования: 03.11.2011


Перейти к содержанию документа   1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент определяет порядок ответственности руководителей учреждений профессионального образования (далее - учебное заведение), начальников технических школ и учебных центров - структурных образовательных подразделений ОАО "РЖД" (далее - ТШ), руководителей структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" за качество профессиональной подготовки работников ОАО "РЖД" в случаях нарушений безопасности движения поездов, причиной которых явился человеческий фактор.

1.2. Целями определения ответственности являются обеспечение высокого качества профессиональной подготовки работников ОАО "РЖД" в период их обучения в учебных заведениях, ТШ, а также в период прохождения ими производственного обучения в подразделении, стажировки и допуска к самостоятельной работе после обучения и адаптации на рабочем месте в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД".

Перейти к содержанию документа   2. Основные направления и критерии оценки обеспечения высокого качества профессиональной подготовки

2.1. Организация отбора кандидатов при приеме на работу и работников ОАО "РЖД", направляемых на профессиональную подготовку в учебные заведения и ТШ.

Критерии:

  • при приеме на работу - определение профессиональной пригодности кандидата, оценка его обучаемости по утвержденным методикам;
  • личное собеседование с кандидатом руководителя структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" или его заместителя;
  • проведение с кандидатом соответствующих инструктажей и обучение охране труда при приеме на работу;
  • организация стажировки на рабочем месте;
  • соблюдение порядка допуска к самостоятельной работе.

2.2. Организация профессионального обучения работников ОАО "РЖД" в учебных заведениях и ТШ.

Критерии:

  • соблюдение сроков направления работников на курсы подготовки после приема на работу;
  • соблюдение сроков направления работников на курсы повышения квалификации (в соответствии с утвержденной периодичностью);
  • соответствие уровня квалификации преподавателей спецпредметов;
  • соответствие организации учебного процесса утвержденным программам профессиональной подготовки;
  • контроль за успеваемостью и дисциплиной работников, направляемых на профессиональную подготовку, своевременное доведение информации о допущенных ими нарушениях до ответственных руководителей;
  • проведение входного и выходного тестирования работников, обучающихся в учебных заведениях и ТШ;
  • организация стажировок преподавателей спецпредметов на заводах-изготовителях и в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД", эксплуатирующих новую технику;
  • соблюдение требований нормативных документов при допуске работника к повторному обучению и проверке знаний;
  • соответствие практических навыков и умений работников, прошедших обучение требованиям производства;
  • обеспечение учебного процесса штатными преподавателями, формирование предложений по пересмотру штатного расписания учебного заведения (при необходимости).

2.3. Организация и проведение производственного обучения в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД", как основы развития профессиональных навыков работников.

Критерии:

  • соблюдение сроков проведения производственного обучения в соответствии программам профессиональной подготовки и нормативным документам ОАО "РЖД";
  • организация проверки уровня знаний руководителей, ответственных за проведение производственного обучения и работников, непосредственно организующих производственное обучение;
  • анализ деятельности работника при нарушениях им технологической дисциплины и требований соответствующих инструкций с принятием мер воздействия;
  • обеспечение структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" материалами, наглядными пособиями, видеофильмами по случаям нарушения безопасности движения поездов, действиям в нестандартных ситуациях, по безопасности и дисциплине труда;
  • наличие и эффективность механизма проверки уровня знаний работников, прошедших производственное обучение.

2.4. Разработка и актуализация программ профессиональной подготовки в учебных заведениях и ТШ.

Критерии:

  • соответствие программ профессиональной подготовки требованиям нормативных документов ОАО "РЖД", а также государственных органов образования;
  • соблюдение сроков разработки, согласования и утверждения программ профессиональной подготовки с учетом внедрения новой техники и нового подвижного состава;
  • обеспечение учебных заведений и ТШ актуализированными программами профессиональной подготовки.

2.5. Развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы учебных заведений и ТШ.

Критерии:

  • оснащение учебных заведений и ТШ тренажерными комплексами и современными техническими средствами обучения, натурными образцами деталей и узлов подвижного состава и другой техникой;
  • обеспечение учебных заведений и ТШ материалами, наглядными пособиями, видеофильмами по случаям нарушения безопасности движения поездов, действиям в нестандартных ситуациях, безопасности и дисциплине труда.

2.6. Внедрение в учебный процесс новой техники и технологий.

Критерии:

  • наличие нового оборудования и подвижного состава, используемого в учебном процессе, а также новой технической документации.

2.7. Распределение зон ответственности должностных лиц за качество профессиональной подготовки работников ОАО "РЖД" приведено в Приложении к настоящему Регламенту.

Перейти к содержанию документа   3. Организация работы по контролю за качеством профессиональной подготовки работников ОАО "РЖД"

3.1. Руководители филиалов ОАО "РЖД", территориальных (региональных) дирекций филиалов ОАО "РЖД", ответственные за организацию работы по профессиональной подготовке работников, осуществляют контроль за качеством их подготовки в пределах своих компетенций и зон ответственности.

Оценка качества профессиональной подготовки работников дается в соответствии с критериями, указанными в Регламенте.

3.2. Руководители филиалов ОАО "РЖД", территориальных (региональных) дирекций, структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" на основе анализа данных о человеческих факторах, явившихся причиной нарушений безопасности движения:

  • организуют работу по оснащению учебно-лабораторной базы учебных заведений и ТШ натурными образцами деталей и узлов подвижного состава и другой техникой;
  • принимают участие в заседании выпускных квалификационных комиссий;
  • вырабатывают предложения по оценке и совершенствованию качества профессиональной подготовки;
  • выявляют возможные несоответствия программ профессиональной подготовки, производственного обучения, стажировки работников и их допуска к самостоятельной работе требованиям квалификационным характеристикам и должностным инструкциям;
  • разрабатывают мероприятия, направленные на совершенствование учебного процесса, производственного обучения, стажировки и развитие учебно-лабораторной базы учебных заведений и ТШ.

3.3. Расследование случаев нарушения безопасности движения, одной из причин которых является человеческий фактор, проводится в соответствии с Положением об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июля 2010 г. N 1419р и стандартом ОАО "РЖД" "Человеческие факторы в системе управления безопасностью движения" (СТО РЖД 02.039-2011), утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 21 сентября 2011 г. N 2068р.

3.4. Начальники железных дорог по результатам разбора нарушений безопасности движения дают оценку руководителям, отвечающим за качество профессиональной подготовки работников (непосредственным руководителям, наставникам производства, руководителям учебных заведений, начальникам технических школ и учебных центров), допустивших нарушение безопасности движения и вносят предложения о мере их ответственности за низкий уровень профессиональной подготовки в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Перейти к содержанию документа   Приложение

Распределение зон ответственности должностных лиц за качество профессиональной подготовки

Критерий оценки Ответственное лицо
Ответственность за качество профессиональной подготовки
1 Организация работы по профессиональной подготовке рабочих филиала ОАО "РЖД" в учебных заведениях и ТШ и качество проведения профессионального обучения Заместитель руководителя филиала ОАО "РЖД" по кадрам и социальным вопросам
2 Развитие, оснащение, модернизация и совершенствование материально-технической и учебно-лабораторной базы ТШ Главный инженер филиала ОАО "РЖД"
Организация процесса отбора работников при приеме на работу и направляемых на профессиональную подготовку в учебные заведения и ТШ
1 Определение профессиональной пригодности кандидата при приеме на работу, оценка его обучаемости по утвержденным методикам Руководитель подразделения
2 Личное собеседование руководителя структурного подразделение или его заместителя с кандидатом при приеме на работу Руководитель (заместитель) подразделения
3 Проведение инструктажей и обучение охране труда при приеме на работу Главный инженер подразделения
4 Организация стажировки на рабочем месте Руководитель стажировки (назначается приказом руководителя подразделения). В случае отсутствия приказа о назначении руководителя стажировки - ответственность возлагается на руководителя подразделения
5 Соблюдение порядка допуска к самостоятельной работе Руководитель подразделения
Организация процесса обучения (подготовка и повышение квалификации) работников ОАО "РЖД" в учебных заведениях и ТШ
1 Соблюдение сроков направления работников на курсы подготовки после приема на работу Руководитель кадрового блока подразделения
2 Соблюдение сроков направления работников на курсы повышения квалификации (соответствие утвержденной периодичности) Руководитель кадрового блока предприятия
3 Соответствие уровня квалификации преподавателей преподаваемым спецпредметам Руководитель учебного заведения или ТШ
4 соответствие организации учебного процесса в учебных заведениях и ТШ утвержденным программам профессиональной подготовки Руководитель учебного заведения или ТШ
5 контроль за учебной и общей дисциплиной обучающихся в учебных заведениях и ТШ, своевременное доведение информации о нарушениях со стороны обучающихся до ответственных руководителей Руководитель учебного заведения или ТШ
6 проведение входного (до начала обучения) и выходного (после завершения обучения) тестирования Руководитель учебного заведения или ТШ
7 обеспечение выполнения плана по стажировке преподавателей учебных заведений и ТЩ на заводах-изготовителях и в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД", эксплуатирующих новую технику НГ, НОК, Руководитель учебного заведения или ТШ
8 соблюдение нормативных документов в части допуска работника к повторному обучению и сдаче испытаний (если таковые имели место) Руководитель учебного заведения или ТШ
9 соответствие практических навыков и умений работников, прошедших обучение требованиям производства Руководитель учебного заведения или ТШ
10 соответствие нормативу штатных преподавателей в ТШ, формирование предложений по пересмотру штатного расписания НЗК, НГШ, НОК
11 организация процесса проверки уровня знаний руководителей, ответственных за проведение производственного обучения и работников, непосредственно его организующих Главный инженер предприятия
12 анализ деятельности работника в части допуска им нарушений технологической дисциплины и требований инструкций с принятием мер воздействия Главный инженер предприятия
13 обеспечение структурных подразделений материалами, наглядными пособиями, видеофильмами по случаям нарушения безопасности движения поездов, действиям в нестандартных ситуациях, по безопасности и дисциплине труда НГ, Руководители служб, дирекций (по направлениям), Главный инженер предприятия
14 наличие и эффективность механизма проверки уровня знаний работников, прошедших производственное обучение Главный инженер предприятия
Разработка и актуализация программ подготовки, повышения квалификации рабочих в учебных заведениях и ТШ
1 соответствие программ обучения требованиям нормативных документов ОАО "РЖД", а также государственных контролирующих органов Службы, дирекции (по направлениям), Руководитель учебного заведения или ТШ
2 соблюдение сроков разработки, согласования и внедрения программ обучения по работе с новой техникой и на новом подвижном составе Руководители служб, дирекций (по направлениям), Руководитель учебного заведения или ТШ, Завод-изготовитель (по условиям договора на поставку оборудования)
3 обеспечение учебных заведений, ТШ и структурных подразделений актуализированными учебными программами НГ, главные инженеры служб, Главные инженеры предприятий
Развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы учебных заведений и ТШ
1 оснащение ТШ тренажерными комплексами и прочими техническими средствами НГ, Руководители служб, дирекций (по направлениям), Руководитель учебного заведения или ТШ
2 обеспечение учебных заведений и ТШ материалами, наглядными пособиями, видеофильмами по случаям нарушения безопасности движения поездов, действиям в нестандартных ситуациях, по безопасности и дисциплине труда НГ, Руководители служб, дирекций (по направлениям)
3 оснащение ТШ натуральными образцами деталей и узлов оборудования и техники Руководители служб, дирекций (по направлениям)
Определение условий поставки и внедрения в производство новой техники и технологий
1 при заключении договора на поставку нового оборудования, техники и подвижного состава определение механизма и сроков передачи заводом-изготовителем в ТШ технической документации, структуры технологических процессов, технологии ремонта по новому оборудованию и подвижному составу НГ, Руководители служб, дирекций (по направлениям), Руководитель учебного заведения или ТШ, НОК
Версия для печати
screenRenderTime=2