Развернуть форму поиска

Поиск документов

Выбрать
с по
Тематика:  Обучение

Рабочий учебный план и программа курсов целевого назначения для машинистов и помощников машинистов тепловозов

Дата официального опубликования: 26.10.2010


Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник Департамента

локомотивного хозяйства ОАО "РЖД"

                         С.А. Кобзев

24 апреля 2007 г.

 

Начальник Департамента

управления персоналом ОАО "РЖД"

                       Л.И. Васина

27 апреля 2007 г.

УТВЕРЖДАЮ

Вице-президент ОАО "РЖД"

В.А. Гапанович

3 мая 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий учебный план и программы

курсов целевого назначения для машинистов

и помощников машинистов тепловозов

(на другую серию тепловоза)

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящий рабочий учебный план и программы курсов целевого назначения предназначены для повышения квалификации машинистов и помощников машинистов тепловозов при переходе на обслуживание тепловоза другой серии.

Группы комплектуются из машинистов тепловоза, помощников машиниста тепловоза с правом управления, стажем совместной работы не менее 6 месяцев, имеющих опыт работы в разных видах движения.

Срок обучения при изучении одной серии тепловоза – 2,8 недели. При изучении особенностей устройства и эксплуатации других серий тепловозов добавляется 24 часа для изучения электрических и пневматических схем на каждую последующую серию, с продлением на соответствующее время срока обучения. При изучении двух и более серий тепловозов поездная практика проводиться на каждой серии локомотива не менее 36 часов

По окончании обучения проводится комплексный экзамен по предметам:

особенности устройства и технического обслуживания тепловоза данной серии, электрические и пневматические схемы;

особенности управления тепловозом данной серии, аварийные режимы работы, порядок действий в нестандартных ситуациях;

охрана труда. Техника безопасности при обслуживании тепловозов.

 

№ п/п

Разделы, предметы

Всего часов

Раздел 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
1 Особенности устройства и технического обслуживания тепловоза данной серии, электрические и пневматические схемы 24
2 Особенности управления тепловозом данной серии, аварийные режимы работы, порядок действий в нестандартных ситуациях 24
3 Охрана труда. Техника безопасности при обслуживании тепловозов 12
Раздел 2
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
1 Инструктаж и оформление документации в депо 8
2 Поездная практика в качестве дублера машиниста тепловоза, помощника машиниста тепловоза 36
Консультации и экзамен 8
ИТОГО 112

Перейти к содержанию документа   1. Особенности устройства и технического обслуживания тепловоза данной серии, электрические и пневматические схемы

Рабочий тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Механическое оборудование
1.1. Рама, кузов и кабина тепловоза. Устройство тележек. Подвеска тяговых двигателей.
Рессорное подвешивание.
Песочная система. Противопожарная установка и пожарная сигнализация
2
Дизели
1.2. Особенности устройства и технического обслуживания дизель-генераторной установки тепловоза данной серии 4
Электрическое оборудование
1.3. Особенности устройства и технического обслуживания электрических машин тепловоза данной серии 4
1.4. Работа электрических цепей при запуске дизеля 2
1.5. Электрическая цепь возбуждения вспомогательного генератора, включение цепи зарядки аккумуляторной батареи 1
1.6. Электрические цепи управления дизелем, цепи холостого хода 2
1.7. Электрические цепи пуска (остановки) компрессора 1
1.8. Электрические цепи начала движения тепловоза 2
1.9. Система возбуждения возбудителя и главного генератора 1
1.10. Электрические цепи увеличения скорости тепловоза. Регулирование работы тяговых двигателей 1
1.11. Вспомогательные электрические цепи. Электрические цепи сочлененной работы секций 1
1.12. Аварийные отключения, предусмотренные схемой 1
1.13. Электрические цепи и работа аппаратов защиты 1
1.14. Электрические цепи контрольно-измерительных и сигнальных приборов. Электрические цепи управления тепловозом с переносного пульта 1
Итого 24

Содержание предмета

Механическое оборудование


Тема 1.1. Рама, кузов и кабина тепловоза. Устройство тележек. Подвеска тяговых двигателей. Рессорное подвешивание. Песочная система. Противопожарная установка и пожарная сигнализация.

Общее устройство тепловоза и расположение агрегатов.

Устройство кузова, опоры кузова. Особенности конструкции несущего нагрузку кузова, его центральных и боковых опор. Возвращающие устройства. Вентиляция кузова. Устройство кабины. Порядок действий при выявлении неисправностей.

Устройство тележек. Рама тележек; устройства, обеспечивающие соединение рамы тележки с буксами колесных пар. Резинометаллические опоры кузова. Опорно-возвращающие устройства. Кожух зубчатой передачи, смазка. Особенности передачи вращающего момента на тележках с опорно-рамным подвешиванием тяговых электродвигателей.

Устройство пружинной подвески тяговых двигателей. Устройство моторно-осевых подшипников и их смазка.

Устройство рессорного подвешивания. Фрикционный и гидравлический гасители колебаний. Износы и неисправности элементов рессорного подвешивания, порядок действий при их выявлении в эксплуатации.

Устройство и работа песочной системы. Требования, предъявляемые к песку.

Назначение и устройство противопожарной установки и проверка ее исправности. Автоматическая система пожаротушения и сигнализация.

Дизели

Тема 1.2. Особенности устройства и технического обслуживания дизель-генераторной установки тепловозов данной серии


Устройство дизелей. Рабочий цикл. Понятие о действительном и расчетном количестве воздуха, необходимого для полного сгорания топлива. Влияние избытка или недостатка воздуха на работу дизеля. Угол опережения подачи топлива и его влияние на рабочий процесс дизеля. Основные технические данные тепловозных дизелей.

Назначение и устройство рам. Соединение рамы с блоком дизеля и рамой тепловоза. Порядок действий при выявлении неисправности рамы и ее крепления.

Назначение и устройство блоков. Отсеки блоков. Смотровые люки и предохранительные клапаны. Воздушные ресиверы. Устройство цилиндровых втулок с рубашками охлаждения и безрубашечных втулок. Характерные признаки износа цилиндровых втулок. Полости для охлаждающей воды в блоке. Путь охлаждающей воды в блоке.

Характерные признаки неисправности подшипников.

Дизель-генераторная муфта. Антивибраторы маятникового типа, жидкостного типа (демпферы); понятие об их работе. Назначение и устройство вертикальной передачи с эластичной муфтой и торсионным валом. Порядок действий при выявлении неисправности.
Устройство поршней, поршневых колец и пальцев. Смазка и охлаждение поршня, пальца и поршневых колец. Характерные признаки неисправностей поршней.

Устройство шатунов. Устройство шатунных подшипников, допустимые величины зазоров "на масло" в подшипниках. Характерные признаки неисправностей шатенов.

Назначение, устройство и крепление крышки цилиндра. Условия ее работы. Уплотнение газового стыка и водяной полости. Размещение деталей газораспределения на крышке. Охлаждающие полости. Конструкция головок блоков цилиндров. Назначение и устройство индикаторного крана.
Устройство механизма газораспределения. Устройство привода газораспределительного вала. Лоток с распределительным механизмом. Закрытие коленчатого вала. Газораспределительный кулачковый вал: подшипники, поворотные рычаги и штанги толкателей. Возможные неисправности клапанов. Назначение и устройство гидротолкателей. Тепловой зазор клапанов, его значение.

Смазка деталей газораспределительного механизма. Характерные неисправности механизма газораспределения и способы их выявления и устранения.

Устройство узла отбора мощности от коленчатого вала на собственные нужды тепловоза. Устройство эластичной шестерни.

Привод насосов и вентилятора охлаждения тягового генератора.

Назначение и устройство выпускных коллекторов и газоотводящих труб. Глушители шума, дренажные трубы.

Система подачи топлива и ее элементы. Схемы циркуляции топлива в системах.

Устройство аварийного питания дизеля. Топливный бак. Клапаны топливной системы и контроль за давлением топлива. Причины попадания воздуха в топливную систему и его удаление. Устройство фильтров, топливоподогревателя и топливоподкачивающего насоса с приводом от электродвигателя и от коленчатого вала дизеля; их характерные неисправности. Назначение, устройство и работа топливных насосов высокого давления и толкателей. Порядок установки зубчатых реек. Устройство топливной форсунки, регулирование давления впрыска. Назначение и устройство адаптера. Соблюдение техники безопасности при обслуживании топливной системы.

Дизельное топливо, его характеристика.

Назначение, устройство и работа центробежного регулятора. Привод регулятора. Электропневматический механизм изменения усилия затяжки всережимной пружины. Механизм управления топливными насосами.

Механизм автоматической остановки работы двигателя. Ускоритель пуска дизеля. Регулирование минимальных и максимальных оборотов дизеля. Механизм отключения части насосов.

Автомат остановки работы дизеля. Предельный регулятор. Механизм управления топливными насосами с помощью отсечного валика. Назначение, устройство и работа объединенного регулятора скорости вращения коленчатого вала и нагрузки дизеля.

Электрогидравлическая система изменения усилия затяжки всережимной пружины. Повышение экономичности дизеля с объединенным регулятором. Конструктивные особенности объединенного регулятора дизеля. Предельный отключатель и механизм управления насосами. Назначение, устройство и работа воздушной заслонки. Характерные неисправности регуляторов их признаки и устранение.

Назначение, устройство и принцип действия воздуходувки объемного типа; ее привод и смазка. Система вентиляции картера дизеля. Назначение и устройство перепуска воздуха. Системы очистки воздуха. Схемы устройств, газотурбинного и комбинированного наддува дизелей. Устройство и действие турбокомпрессора и нагнетателя. Типы нагнетателей и их редукторы. Системы охлаждения и смазки, уплотнения. Назначение, устройство и принцип действия противорезонансных устройств в воздушной системе дизеля.

Система маслопровода и ее элементы. Схема циркуляции масла. Устройство масляных насосов. Охлаждение масла. Водомасляный теплообменник. Устройство клапанов системы. Назначение вентилей и воздушных краников. Манометры и термометры в масляной системе. Назначение и подключение реле давления масла. Устройство и работа фильтров и центрифуг.

Необходимость охлаждения дизеля. Одноконтурные и двухконтурные системы охлаждения. Схемы циркуляции воды в системах. Режимы охлаждения. Калорифер и обогреватели. Назначение и подключение термореле. Принцип действия и устройство центробежных насосов.

Требования к воде, применяемой для охлаждающих систем тепловозов. Браковочные показатели качества охлаждающей воды. Соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании систем охлаждения.

Устройство шахты холодильника. Размещение оборудования в шахте. Жалюзи и их привод. Механическое зачехление жалюзи. Монтажные люки и подготовка шахты для работы в зимних условиях. Масляные и водяные секции. Секции с турбулизацией потока масла. Устройство вентилятора холодильника и его привода. Редуктор вентилятора и фрикционная муфта. Регулирование муфты. Гидромеханический редуктор. Редуктор вентилятора холодильника с магнитно-порошковыми муфтами. Гидродинамическая муфта вентилятора холодильника переменного наполнения. Терморегуляторы автоматического управления вентилятором холодильника и жалюзи. Переход на ручное управление.

Устройство и работа заднего и переднего распределительных редукторов потребителей мощности дизеля для собственных нужд тепловоза. Карданные валы, опоры и соединительные муфты. Гидростатический привод вентиляторов холодильника, его преимущества и недостатки.

Схемы охлаждающих устройств шахт холодильника и гидропривода вентиляторов холодильника. Устройство гидронасоса, гидромотора, терморегулятора и фильтра бака. Преимущества наклонного расположения секций охлаждения в шахте. Коллекторы шахты холодильника. Возможные неисправности в системах привода вентилятора холодильника и редуктора. Соблюдение техники безопасности при осмотрах оборудования.

Электрическое оборудование

Тема 1.3 Особенности устройства и технического обслуживания электрических машин тепловоза

Общее устройство тяговых генераторов. Технические данные. Система охлаждения генераторов. Якорные подшипники и их смазка.

Особенности устройства генераторов переменного тока.

Общее устройство тягового электродвигателя (ТЭД). Технические данные. Особенности условий работы ТЭД. Якорные подшипники и их смазка. Принцип реверсирования и схема прохождения тока при движении тепловоза "вперед" и "назад".

Система охлаждения ТЭД. Устройство вентилятора охлаждения ТЭД и его привод. Путь охлаждающего воздуха в ТЭД.

Тяговые двигатели переменного тока.

Назначение и устройство двухмашинного агрегата: вспомогательного генератора и возбудителя.

Обеспечение характеристики постоянства мощности главного генератора.

Синхронный подвозбудитель: назначение и устройство. Привод синхронного подвозбудителя.

Стартер-генератор: назначение и устройство.

Назначение, устройство и технические данные электродвигателей: маслопрокачивающего насоса, топливоподкачивающего насоса, вентиляторов кузова и калорифера, воздушного компрессора. Электромоторы переменного тока приводов вентиляторов охлаждения.

Устройство контроллера машиниста. Кнопочные и поворотные выключатели, рубильники, тумблеры. Назначение, устройство, работа и типы электропневматических вентилей.

Назначение, типы, устройство и работа реле управлений, промежуточных реле, реле времени. Замыкающие и блокировочные ключи.

Назначение и устройство реверсоров барабанного и кулач¬кового типов. Схема реверсирования тяговых двигателей.

Назначение и устройство электромагнитов, реле давлений воздуха, реле давлений масла, температурных реле, предохранителей, автоматических выключателей (управления и силовых), реле уровня воды, датчиков пожарной сигнализации, блокировок дверей, резисторов, межтепловозных соединений, розеток, клеммных соединений. Устройство и технические данные лавинных вентилей. Устройство силовой выпрямительной установки тепловозов на переменно-постоянном токе. Причины пробоя полупроводниковых приборов, требования к их  монтажу и установке. Назначение и принцип действия стабилитронов, триодов, тиристоров.

Тема 1.4. Работа электрических цепей при запуске дизеля


Подготовка к запуску дизеля. Порядок включения приборов. Последовательность срабатывания аппаратов. Электрические цепи запуска.

Цепь параллельного соединения аккумуляторных батарей при пуске дизеля. Силовая цепь запуска и ее включение.

Работа главного генератора в режиме электродвигателя. Защита аккумуляторной батареи от чрезмерной разрядки; защита обмоток главного генератора при пуске.

Автоматическая система отключения пуска.

Остановка дизеля, проворот коленчатых валов дизеля после остановки.

Пуск дизеля второй секции тепловоза и электрические цепи пуска.

Тема 1.5. Электрическая цепь возбуждения вспомогательного генератора, включение цепи зарядки аккумуляторной батареи

Электрические цепи питания обмотки возбуждения вспомогательного генератора. Электрическая цепь зарядки аккумуляторной батареи, контроль зарядки аккумуляторной батареи. Особенности цепи зарядки, неисправности и выход из положения.

Назначение, устройство и действие регулятора напряжения.

Тема 1.6. Электрические цепи управления дизелем, цепи холостого хода

Особенности управления регуляторами числа оборотов с помощью электромагнитов, электропневматических вентилей, электромоторов СМД.

Электрические цепи управления оборотами дизеля без нагрузки. Режим холостого хода, его электрические цепи.

Тема 1.7. Электрические цепи пуска (остановки) компрессора

Электромашинный привод компрессора и схема управления пуском (остановкой).

Электрическая схема пуска компрессора с блоком БПК (автоматический пуск) и реостатный пуск. Действие схемы включения и отключения аппаратов и оборудования.

Тема 1.8. Электрические цепи начала движения тепловоза

Подготовка тепловоза к началу движения, необходимые включения. Электрическая схема начала движения тепловоза на первой позиции контроллера или при нажатии кнопки КМР.

Путь тока в силовой цепи при движении на передний и задний ход. Способы соединения тяговых электродвигателей и их сравнительная оценка.

Тема 1.9. Система возбуждения возбудителя и главного генератора

Электромашинный способ возбуждения возбудителя. Обмотки возбуждения возбудителя и их назначение. Электрические цепи и работа возбудителя.

Электрическая цепь возбуждения главного генератора, регулирование возбуждения. Электрическая цепь возбуждения возбудителя, его назначение и устройство. Обмотки амплистата и их электрические цепи.

Распределительный трансформатор: назначение и устройство. Обмотки распределительного трансформатора и их электрические цепи. Трансформаторы ТПТ1–ТПТ4, ТПН, их назначение и устройство. Обмотки ТПТ1–ТПТ4, ТПН и их электрические цепи. Селективный узел: назначение, устройство, работа.
Дополнительное регулирование мощности дизель-генераторной установки. Индуктивный датчик: назначение, устройство, работа. Электрическая цепь питания обмотки индуктивного датчика.

Действие узла стабилизации возбуждения. Стабилизирующий трансформатор: назначение, устройство, работа. Электрическая цепь питания первичной обмотки стабилизирующего трансформатора. Преимущества аппаратной системы возбуждения.

Тема 1.10. Электрические цепи увеличения скорости тепловоза. Регулирование работы тяговых двигателей

Увеличение позиций контроллера. Электрические цепи, создаваемые контроллером и повышение мощности дизель-генераторной установки.

Ограничение мощности главного генератора по возбуждению (напряжению) и способы, позволяющие увеличить скорость тепловоза, не допуская перенапряжения главного генератора. Ослабление магнитного поля ТЭД и его сущность.

Реле переходов: назначение, устройство, работа.

Электрические цепи рабочих катушек РП1, РП2. Электрические цепи включения контакторов шунтировки магнитного поля ТЭД. Работа системы ослабления магнитного поля ТЭД при увеличении и уменьшении скорости движения тепловоза.

Тема 1.11. Вспомогательные электрические цепи. Электрические цепи сочлененной работы секций

Электрические цепи управления вентилятором холодильника и жалюзи при автоматическом и ручном режиме. Электромашинный привод вентиляторов охлаждения ТЭД и силовой выпрямительной установки, их электрические цепи. Электрические цепи включения электродвигателей вентиляторов кузова, калорифера и других вспомогательных аппаратов.

Электрические цепи управления песочницей и розеток внешнего питания. Электрические цепи управления электропневматическим вентилем отпуска тормозов и контрольная сигнализация.

Электрические цепи управления второй секцией тепловоза при запуске (остановке) дизеля, начале движения, увеличении оборотов и мощности дизель-генераторной установки, управлении вентиляторами холодильника и жалюзи, управлении песочницей, пользовании кнопкой "аварийный стоп".

Тема 1.12. Аварийные отключения, предусмотренные схемой

Отключение одного (группы) ТЭД, условия отключения, работа электрической цепи. Аварийное возбуждение, особенности работы на аварийном возбуждении.

Аварийная остановка поезда кнопкой "аварийный стоп", действие электрической схемы. Отключение узлов автоматического регулирования мощности; отключение одной секции.

Тема 1.13. Электрические цепи и работа аппаратов защиты

Дифференциальный манометр: назначение, устройство, работа. Электрические цепи при срабатывании дифференциального  манометра. Электрические цепи аппаратов защиты при перегреве воды, масла, при недостаточном давлении масла в системе, воздуха в тормозной магистрали. Защита обслуживающего персонала от попадания под высокое напряжение. Назначение защитных блокировок:105, РУ8, ВВ (КВ), Д1–Д2, ЭПК, АВУ, АУР, аварийной кнопки АК.

Назначение, особенности устройства и действие электрической схемы при срабатывании РЗ, РДМ1, РДМ2, РП3, РОП, датчика обрыва ТМ (ДДР, ДТЦ) и др.
Общие причины остановки дизеля; полного сброса нагрузки, сброса нагрузки с переводом схемы на режим холостого хода.
Лампы сигнализации и их электрические цепи. Реле боксования: назначение, устройство, работа. Противобоксовочная защита тепловозов. Причины срабатывания РБ1–РБ3, особенности сигнализации.

Тема 1.14. Электрические цепи контрольно-измерительных и сигнальных приборов. Электрические цепи управления тепловозом с переносного пульта

Приборы и аппараты пожарной сигнализации, противопожарное оборудование тепловозов. Электрические цепи пожаротушения.

Лампы сигнализации неисправностей. Устройство, работа и электрические цепи указателя повреждений. Электрическая цепь включения реле РУ12. Электрические цепи световых приборов, электрические цепи освещения.

Дополнительное оборудование тепловозов для управления в одно лицо. Кнопки и тумблеры переносных пультов, электрические цепи при пользовании ими.

Перейти к содержанию документа   2. Особенности управления тепловозом данной серии, аварийные режимы работы, порядок действий в нестандартных ситуациях

Рабочий тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

2.1. Приемка, осмотр и сдача тепловозов 2
2.2. Обслуживание экипажной части 1
2.3. Обслуживание дизеля и его вспомогательного оборудования 2
2.4. Обслуживание электрооборудования 2
2.5. Управление тепловозом и ведение поезда 4
2.6. Аварийные режимы работы тепловоза.
Особенности управления, отработка навыков, действий в аварийных и нестандартных ситуациях.
10
2.7 Особенности обслуживания узлов и управления тепловозом в зимнее время 2
2.8. Экономия дизельного топлива 1
Итого 24

Содержание предмета

Тема 2.1. Приемка, осмотр и сдача тепловозов

Эксплуатация тепловозов при различных способах обслуживания. Приемка и сдача тепловозов в основном, оборотном депо и в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях. Экипировка и технический осмотр.

Тема 2.2. Обслуживание экипажной части

Условия работы экипажа. Осмотр колесных пар и визуальное выявление неисправностей. Уход за моторно-осевыми подшипниками и визуальное выявление их неисправностей. Обслуживание зубчатой передачи и букс с роликовыми подшипниками.

Причины заклинивания колесных пар. Неисправности колесных пар, при которых запрещается эксплуатация тепловоза. Действия локомотивной бригады при выявлении неисправностей колесных пар. Осмотр и выявление неисправностей рессорного подвешивания, рамы тепловоза и рамы тележки.

Обслуживание сцепных приборов и песочниц. Смазка узлов экипажной части.

Правила техники безопасности при обслуживании экипажной части.

Тема 2.3. Обслуживание дизеля и его вспомогательного оборудования

Уход за дизелем. Пробой газа в картер и способы его выявления. Причины увеличения и уменьшения разрежения в картере. Действия локомотивной бригады при нарушении разрежения в картере. Причина дымной работы двигателей и меры по ее предупреждению. Причины пригорания поршневых колец и меры по их предупреждению. Пробой газов в водяную волость охлаждения двигателей, методы его выявления и способы устранения.

Уход за масляной системой дизелей. Причины понижения давления масла в системе и действия локомотивной бригады по их обнаружению и устранению.

Уход за топливной системой дизелей. Осмотр топливных насосов, форсунок, регулятора числа оборотов. Действия локомотивной бригады по выявлению возможных неисправностей топливной аппаратуры.

Уход за водяной системой дизеля. Действия локомотивной бригады по выявлению возможных неисправностей системы.

Уход за оборудованием холодильника и действия локомотивной бригады при его неисправностях.

Уход за редукторами приводов вентилятора холодильника и вспомогательного оборудования, выявление возможных неисправностей и действия локомотивной бригады по их устранению.

Уход за агрегатами наддува дизеля и действия локомотивной бригады при его неисправностях.

Уход за вентиляторами охлаждения тяговых электродвигателей и главного генератора. Действия локомотивной бригады по выявлению и устранению возможных неисправностей.

Уход за воздушными фильтрами и системой охлаждения наддувочного воздуха. Действия локомотивной бригады по выявлению и устранению возможных неисправностей.

Особенности обслуживания дизеля и систем тепловоза в зимних условиях. Соблюдение правил техники безопасности.

Тема 2.4. Обслуживание электрооборудования

Условия работа электрического оборудования на тепловозах. Уход за тяговыми электродвигателями, осмотр, выявление возможных неисправностей и действия локомотивной бригады по их устранению.

Уход за главным генератором, осмотр, выявление возможных неисправностей и действия локомотивной бригады по их устранению.

Уход за вспомогательными электрическими машинами. Выявление их неисправностей и устранение.

Уход за клиноременной передачей.

Уход за аккумуляторной батареей. Характерные неисправности аккумуляторных батарей, методы их выявления и способы предупреждения и устранения.

Отключение неисправных элементов.

Уход за электрическими аппаратами. Предупреждение неисправ¬ностей, возникающих в эксплуатации.

Особенности обслуживания электрооборудования тепловоза в зимних условиях. Соблюдение правил техники безопасности при обслуживании электрооборудования.

Характерные неисправности электрических цепей. Действия локомотивной бригады при обнаружении неисправностей в цепях запуска дизеля, возбуждения вспомогательного генератора, зарядки аккумуляторной батареи, трогания тепловоза с места.

Аварийное возбуждение возбудителя и главного генератора.

Аварийная схема включения контакторов шунтировки магнитного поля тяговых электродвигателей.

Неисправности силовой цепи, методы их обнаружения и способы устранения.

Тема 2.5. Управление тепловозом и ведение поезда

Пульт управления тепловозом и компоновка приборов управления и контроля. Подготовка тепловоза к работе и запуск дизеля. Выезд тепловоза из депо и прицепка его к составу. Порядок смены кабин управления. Подготовка тепловоза к отправлению.

Начало движения поезда с места и отправление со станции. Разгон поезда. Проверка автотормозов на эффективность действия. Меры по предупреждению разрыва поезда и боксования. Контроль за работой агрегатов тепловоза и их обслуживание в пути следования. Ведение поезда по участку с различным профилем пути.

Следование поезда по станции. Ведение поезда по режимной карте. Остановка и начало движения поезда на перегоне при различном профиле пути.

Управление тепловозом в зимних условиях и при работе по системе многих единиц.

Тема 2.6. Аварийные режимы работы тепловоза.

Особенности управления, отработка навыков, действий в аварийных и нестандартных ситуациях.

Аварийные режимы работы тепловоза при отключениях одной секции, тягового электродвигателя и других неисправностях.

Аварийное возбуждение возбудителя и главного генератора. Действия локомотивной бригады в случаях повреждения тяговых двигателей, аккумуляторной батареи и другого оборудования. Работа на одной секции двухсекционного тепловоза. Порядок смены кабины управления. Действия локомотивной бригады при срабатывании защитных устройств на тепловозе.

Порядок действий и регламент переговоров при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций. Порядок закрепления состава. Порядок действий при нарушении нормальной работы устройств СЦБ, АЛС.

Порядок проследования проходного светофора с запрещающим, непонятным показанием или погасшим огнём (на локомотивном светофоре красно-жёлтый огонь).

Загорание белого огня на АЛСН, путевой светофор погашен.

Смена показания путевого светофора на менее разрешающее.

Перекрытие проходного, входного, маршрутного, выходного светофора с его последующим проездом.

Нарушение нормальной работы АЛСН, УКБМ, САУТ, ТСКБМ и устройств поездной радиосвязи.

Неисправность скоростемера.

Нарушение нормальной работы устройств поездной радиосвязи.

Нарушение нормальной работы КЛУБ-У.

Сообщение "На вас ушли вагоны".

Сообщение "Ушли вагоны по соседнему пути".

Срабатывание средств контроля ДИСК, КТСМ.

Признаки неисправности букс.

Порядок вывода вагона с перегона со сдвигом буксы.

Срабатывание УКСПС, КТСМ на волочение или повреждение контрольной планки нижнего габарита на переезде.

Отказ тормозов в пути следования.

Порядок действий локомотивной бригады при срабатывании автотормозов в поезде.

Порядок действий помощника машиниста при обнаружении неисправностей в поезде.

Саморасцеп в поезде.

Обрыв автосцепки.

Сход подвижного состава.

Снежные заносы.

Оказание помощи поезду, остановившемуся на перегоне.

Возвращение поезда с перегона на станцию отправления.

Действия локомотивной бригады при наезде на людей и автотранспорт.

Получение информации о минировании.

Отправление восстановительных и пожарных поездов.

Действия локомотивной бригады при неисправности локомотива.

Действия локомотивной бригады при обнаружении "ползуна" ("навара") и других неисправностей на колёсной паре.

Проворот бандажа колёсной пары.

Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде.

Возникновение пожара в грузовом поезде.

Возникновение пожара на тепловозе.

Толчок в пути.

Тема 2.7. Особенности обслуживания узлов и управления тепловозом в зимнее время

Подготовка систем и оборудования тепловоза к работе в зимних условиях. Особенности работы в зимних условиях экипажной части, дизеля, электрооборудования. Действия локомотивной бригады по недопустимости нарушений условий эксплуатации тепловоза и правил техники безопасности.

Тема 2.8. Экономия дизельного топлива

Влияние качества регулировки и технического состояния дизеля на экономичный режим его работы. Экономия топлива при ведении поезда. Определение расхода топлива на поездку.

Факторы, влияющие на экономичную работу дизеля. Действия локомотивной бригады по обеспечению экономичной работы дизеля.

Перейти к содержанию документа   3. Охрана труда

Рабочий тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

 

 

3.1. Гигиена труда и производственная санитария.
Общие положения и социальные аспекты экологии.
1
3.2. Производственный травматизм и его профилактика 1
3.3. Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях 2
3.4. Общие вопросы электробезопасности 1
3.5. Техника безопасности при ликвидации аварийных ситуаций 1
3.6. Пожарная безопасность 2
3.7. Оказание первой (доврачебной) помощи пострадавшему 2
3.8. Инструкция по охране труда и технике безопасности для локомотивных бригад 2
Итого 12

Содержание предмета

Темы 3.1–3.7 изучаются по учебной программе "Охрана труда" для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий на железнодорожном транспорте, утвержденной Департаментом управления персоналом МПС России в 2004 году.

Тема 3.8. Инструкция по охране труда и технике безопасности для локомотивных бригад

Типовая инструкция по охране труда локомотивных бригад ТОИ Р-32-ЦТ-555-98. Общие положения. Меры безопасности при приеме и сдаче локомотивов; вводе (выводе) локомотивов в (из) депо или пункта технического обслуживания; техническом обслуживании и экипировке. Требования личной гигиены и указания о пользовании средствами индивидуальной защиты. Приложения 1, 2.

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 3 мая 2006 года № 855р.

Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе ЦТ-ЦУО/175. Общие положения. Правила пожарной безопасности, оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализацией при содержании локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. Пожарная профилактика на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе. Обязанности локомотивной бригады при приемке и сдаче локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, в пути следования и при тушении пожара. Средства пожаротушения.

Раздел 2.

Производственное обучение

1. Инструктаж и оформление документации в депо


Рабочий тематический план

№ п/п

Наименование работы

Количество часов

1.1. Инструктажи. Ознакомление со структурой локомотивного депо.
Ознакомление с участками обслуживания. Оформление документации
8

 

Содержание обучения

Проведение вводного и первичного инструктажей на рабочем месте.

Расположение основных объектов деповского хозяйства: цехов, участков, пунктов технического обслуживания локомотивов и выполняемые ими функции.

Участки обслуживания локомотивов и локомотивных бригад. Режимные карты. Районы маневровой работы.

Закрепление обучающихся за локомотивными бригадами. Оформление документов для работы в качестве дублера машиниста тепловоза (помощника машиниста тепловоза).

 

2.  Поездная практика в качестве дублера машиниста тепловоза  или помощника машиниста тепловоза
Рабочий тематический план

№ п/п

Наименование работы

Количество часов

2.1. Экипировка тепловоза и подготовка его к следованию в рейс 2
2.2. Освоение приемов управления тепловозом 32
2.3. Практическое выполнение работ по техническому обслуживанию тепловоза в пути следования 2
Итого 36

 

Содержание обучения

2.1. Экипировка тепловоза и подготовка его к следованию в рейс

Изучение обязанностей локомотивной бригады и мер безопасности при экипировке локомотива.

Участие совместно с локомотивной бригадой в проверке наличия на локомотиве положенного оборудования, инвентаря и инструмента. Участие в проверке технического состояния локомотива, сигнальных знаков и электроприборов, пневматического оборудования  и тормозов, АЛСН и радиостанции.

Участие в проверке наличия на локомотиве дизельного топлива, масла, смазки, песка и обтирочных материалов.

2.2. Освоение приемов управления тепловозом

Ознакомление с приемами подъезда к составу, опробования тормозов, взятия поезда с места, движения по перегону, торможения.

Усвоение обязанностей машиниста при движении поезда по перегону, по наблюдению за сигналами и показаниями измерительных приборов, обеспечению безопасности движения и обслуживанию локомотива в пути следования.

Усвоение обязанностей машиниста по контролю за колесными парами и буксами, за состоянием рессорного подвешивания и работой тяговых электродвигателей.

Участие в подготовке локомотива к сдаче другой бригаде, мастеру комплексной бригады, дежурному по депо. Меры безопасности в пути следования и при сдаче локомотива.

2.3. Практическое выполнение работ по техническому обслуживанию тепловоза в пути следования

Ознакомление с правилами техники безопасности и обязанностями помощника машиниста по техническому обслуживанию локомотива в пути следования.

Выполнение работ по техническому обслуживанию агрегатов и узлов локомотива при ежедневном обслуживания, на раздельных пунктах в пути следования и других номерных  обслуживаниях  в соответствии с требованиям  приказов и инструкций.

Объем обязательных работ при техническом обслуживании локомотива.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации № 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756. М.: РОО "Техинформ", 2000.
4. Правила перевозки опасных грузов. М.: Транспорт, 1994.
5. Приказ Минтранса России от 25 декабря 2006 года № 163 "Об утверждении положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий".
6. Распоряжение ОАО "РЖД" от 26 декабря 2005 года № 2191р "Об утверждении положения об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
7. Положение о технической учебе работников железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", утвержденное 28 июня 2004 года.
8. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757. М.: Транспорт, 2000.
9. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации № ЦД-790. М.: РОО "Техинформ", 2000.
10. Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. М.: Транспорт, 2002.
11. Типовая инструкция по охране труда локомотивных бригад ТОИР-32-ЦТ-555-98. М.: Транспорт, 1998.
12. Инструкция по охране труда локомотивных бригад ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 3 мая 2006 года № 855р.
13. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе № ЦТ-ЦУО-175. М.: Транспорт, 1993.
14. Положение о локомотивной бригаде ОАО РЖД", утвержденное 29 декабря 2005 года № ЦТ-40.
15. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. ЦП-485. М.: Транспорт, 1997.
16. Инструкция о порядке пользования АЛСН и устройствами контроля бдительности машиниста № ЦТ-ЦШ-889. М.: Транспорт, 2001.
a. 19. Инструкция по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров (ЗСЛ-2М) и приводов к ним № ЦТ-613. М., 2001.
17. Типовой регламент организации эксплуатационной работы и обеспечения безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" от 12.08.2006 г.         № ЦТЛ-16/2.
18. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТРМ-016-2001). М.: НЦЭНАС, 2001.
19. Айзинбуд С.Я., Кельперис П.И. Эксплуатация локомотивов. М.: Транспорт, 1990.
20. Асадченко В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта: Иллюстрированное учебное пособие (альбом). М.: УМК МПС России, 2002.
21. Бородин А.П. Электрическое оборудование тепловозов. М.: Транспорт,1988.
22. Вождение поездов. Пособие машинисту / Под ред. Р.Г. Черепашенца. М.: Транспорт, 1993.
23. Гончаров В.И., Мурзин Л.Г. Топливо, вода, смазка. М.: Транспорт, 1981.
24. Зорохович А.Е., Крылов С.С. Основы электротехники для локомотивных бригад. М.: Транспорт, 1987.
25. Зеленченко А.П. Устройство диагностики тяговых двигателей электрического подвижного состава. М.: УМК МПС России, 2002.
26. Козубенко В.Г. Безопасное управление поездом. Вопросы и ответы. М.: Транспорт, 1993.
27. Нотик З.Х. Тепловозы ЧМЭ-3, ЧМЭ-ЗТ. М.: Транспорт, 1990.
28. Пархомов В.Т. Устройство и эксплуатация тормозов. М.: Транспорт, 1994.
29. Присяжнюк С.И. и др. Управление тепловозом и дизель-поездом и их техническое обслуживание. М.: Транспорт, 1987.
30. Посмитюха А.А. Локомотивные приборы безопасности и контроль за их работой. М.: Транспорт, 1992.
31. Рудая К.И. Электрическое оборудование тепловоза (устройство и ремонт). М.: Транспорт, 1981.
32. Сологуб Н.К., Шамаков А.Н. Безопасность движения поездов и маневров на железных дорогах. М.: Транспорт, 1995.
33. Филонов С.П. и др. Тепловоз 2ТЭ-116. М.: Транспорт, 1985.
34. Частоедов Л.А. Электротехника. М.: УМК МПС России, 2001.
35. Пойда А.А., Кокошинский И.Г., Хуторянский Н.М. Механическое оборудование тепловозов (устройство и ремонт). М.: Транспорт, 1986.

 

Версия для печати
screenRenderTime=3