Развернуть форму поиска

Поиск документов

Выбрать
с по

Разъяснения ОАО "РЖД" по вопросу формирования стоимости проездных документов разовых и абонементных при проезде пассажиров в поездах пригородного сообщения, а также причины повышения стоимости абонементных билетов с 1 января 2009 года.

Дата официального опубликования: 26.10.2010


 

Пригородный железнодорожный транспорт относится к одному из массовых общественных видов транспорта, доступного и востребованного к использованию большим количеством пассажиров и имеющего регулярные маршруты.

Компания "Российские железные дороги" осуществляет перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории 73 субъектов Российской Федерации.

В условиях нарастающих проблем на рынке труда устойчивое пригородное сообщение создает лучшие условия для обеспечения мобильности и занятости населения, территориальной и социальной целостности регионов.

Вместе с тем, сохраняющееся "перекрестное" субсидирование перевозок пассажиров в пригородном сообщении за счет тарифа на грузовые перевозки, вызванное недостаточным финансовым обеспечением законодательно гарантированных льгот и преимуществ по провозной плате, не способствует улучшению результативности указанного вида деятельности и функционирования экономики России в целом.

Перейти к содержанию документа   1. Некоторые правовые акты в сфере тарифного образования и организации пригородных пассажирских перевозок.

Тарифная политика ОАО "РЖД" формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и основана на обеспечении конкурентоспособности пригородных железнодорожных перевозок с альтернативными видами транспорта, привлечении пассажиров на пригородный железнодорожный транспорт и оптимизации доходов от пригородных пассажирских перевозок.

Тарифы на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом устанавливаются на основе экономически обоснованных затрат в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации

"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

В декабре 2008 года Правительство России утвердило постановление от 10 декабря 2008 г. № 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий", обязывающее регионы регулировать тарифы на пригородные перевозки.

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" организация пригородных перевозок является компетенцией регионов.

Перейти к содержанию документа   2. Мониторинг исполнения ОАО "РЖД" нормативных актов и действий Компании по их реализации.

Многие субъекты не исполняют свои обязанности по применению регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки и организации обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, и, следовательно, практически не компенсируют потери в доходах перевозчика. Например, в 2008 году не участвовали в регулировании тарифов на пригородные перевозки: город Москва, Новгородская область, Калининградская область, Курская область, Рязанская область, Калужская область, Владимирская область, Орловская область, Республика Чувашия, Вологодская область, Республика Коми, Ставропольский край, Пермский край, Тюменская область, Курганская область, Новосибирская область, Томская область, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская Автономная область, Приморский край.

В настоящее время ОАО "РЖД" реализует меры по принуждению субъектов Российской Федерации к исполнению ими своих обязанностей и делегированных полномочий по регулированию тарифов.

Например, в Калининградской области и Ставропольском крае исполнительная власть отказывается как от заключения контракта на перевозки (по сути, от организации перевозок), так и от регулирования тарифов. В связи с этим, ОАО "РЖД" направило для рассмотрения в Прокуратуру Калининградской области обращение по вопросу организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом, по Ставропольскому краю такое обращение планируется подготовить в ближайшее время.

Подобные меры ОАО "РЖД" планирует осуществить в отношении других регионов, не исполняющих обязательство по организации перевозок и регулированию тарифов.

Вместе с тем, в Российской Федерации есть регионы, которые, хотя и не в полной мере возмещают потери перевозчика, но участвуют в обновлении основных фондов пригородного комплекса. Например,

город Санкт – Петербург, Красноярский край, Нижегородская область, Республика Татарстан, Новосибирская область, Омская область, Сахалинская область, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Волгоградская область.

Совокупная доля расходов на железнодорожный транспорт в консолидированных бюджетных затратах на транспорт регионов сейчас не превышает 1 %. Для того, чтобы компенсировать потери в доходах от регулирования тарифов, сохранив при этом размеры движения и темпы роста тарифов, не выше темпов роста инфляции, необходимо не более 4 %.

Вместе с тем, железнодорожный транспорт выполняет около 23 % транспортной работы во внутригородском и пригородном сообщении в целом по Российской Федерации (справочно – по пассажирообороту, общий пассажирооборот внутригородского и пригородного транспорта = 97,1+71,4=168,5млрд. пасс-км, ж/д транспорт – 46,0 млрд. пасс-км указанные данные за 2007 г. получены с сайта Госкомстата -http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_55/IssWWW.exe/Stg/2-17.htm.

По отправлению пассажиров доля ж/д транспорта в 2007 году составляет – 6,3 %, общее отправление внутригородского и пригородного транспорта – 15421+2632=18 053 млн. пассажиров, ж/д транспорт – 1 145 млн. пасс., источник - http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_55/IssWWW.exe/Stg/2-11.htm).

Наиболее оптимальным механизмом урегулирования отношений между перевозчиком и регионом является организация пригородных пассажирских перевозок через формирование государственного социального заказа в

2009 – 2010 гг.

В 2008 году представители ОАО "РЖД" приняли участие во встречах с представителями большинства регионов в рамках совещаний при полномочных представителях Президента России в федеральных округах, на которых были рассмотрены вопросы перехода на договорные отношения при организации пригородных перевозок.

 

Перейти к содержанию документа   3. Мониторинг динамики изменения тарифов в 2007-2008 гг.

По итогам за 2008 год соотношение зонного тарифа к себестоимости пригородных пассажирских перевозок составило в целом по сети железных дорог России 50,6%, в том числе по Тверской области – 40,4%, Калининградской области – 38,7%, Орловской области – 40,2%, Владимирской области – 76,3%, Ярославской области – 50,5%, Ставропольскому краю – 38,5%, Воронежской области – 39,8%, Волгоградской области – 36,7%, Самарской области – 47,6%, Свердловской области – 47,9%, Челябинской области – 26,1%, Красноярскому краю – 47,8%, Иркутской области – 44,5%, Амурской области – 27,2%, Приморскому краю – 74,7%, Сахалинской области – 17,5%.

При установлении стоимости абонементных билетов (в т.ч. месячных) ОАО "РЖД" в отношении расчетной цены применяет систему экономических скидок.

В 2008 году по абонементному тарифу Компания предоставляла скидку в среднем по сети в размере 40,6% от зонного тарифа.

Следовательно, в 2008 году пассажир, оформивший абонементный билет, при проезде в поезде пригородного сообщения оплачивал в среднем по сети железных дорог России всего 30,1% от себестоимости пригородных перевозок. Так, например, по Тверской области при уровне себестоимости 21,8 руб./10 пасс.-км. пассажир оплачивал всего 5,0 руб./10 пасс.-км., по Орловской области при уровне себестоимости 30,0 руб./10 пасс.-км. пассажир оплачивал всего 2,5 руб./10 пасс.-км., по Сахалинской области при уровне себестоимости 110,5 руб./10 пасс.-км. пассажир оплачивал только

16,0 руб./10 пасс-км., по Челябинской области при уровне себестоимости

30,0 руб./10 пасс.-км. пассажир оплачивал только 8,2 руб./10 пасс.-км.

В условиях уровня компенсации регионами в 2008 году менее 10% выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении, при сокращении грузовой базы Компании становится все труднее обеспечивать текущие параметры перевозок, создается объективная необходимость для оптимизации тарифной политики.

Для покрытия убытков от пригородных перевозок в 2007 году

ОАО "РЖД" было направлено 26 млрд. руб. или 23% прибыли от грузовых перевозок.

В связи с этим, в 2009 году принято решение о предоставлении среднего уровня скидки по абонементному билету на сети железных дорог России на среднюю дальность поездки к стоимости 50 разовых поездок по зонному тарифу в среднем в размере 30%.

Вместе с тем, Компания обращает внимание, что на железных дорогах применяется дифференцированный абонементный тариф. При этом величина скидки, применяемой железными дорогами к величине абонементного тарифа, дифференцируется с учетом пассажиропотока, спроса населения на услуги по перевозке пассажиров по абонементным билетам, а также в зависимости от дальности поездки.

Приведем пример.

На участке Москва – Раменское (46 км.) стоимость разовой поездки по зонному тарифу в 2009 году составляет 84 руб.

Стоимость абонементного билета на указанном участке в ценах

2009 года равна 2 254 руб.

Следовательно, скидка, применяемая Московской железной дорогой на данном участке равна:

100% - (2 254 руб./84 руб. Х 50)% = 46,3%.

В денежном выражении скидка к стоимости абонементного билета на участке Москва – Раменское в 2009 году составляет 1 946 руб.

Городской общественный транспорт Москвы предоставляет пассажирам льготы, схожие железнодорожному транспорту в пригородном пассажирском сообщении, при этом структура тарифов на проезд идентична ценам в Московском метрополитене.

Постановлением региональной энергетической комиссии города Москвы от 5 декабря 2008 г. № 85 установлены тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые ГУП "Московский метрополитен", которые действуют с 1 января 2009 года.

В соответствии с указанным постановляющим документом стоимость одной разовой поездки пассажира составляет 22 руб., цена месячного проездного билета с лимитом поездок не более 60 равна 850 руб. При этом скидка на стоимость указанного абонементного билета составляет 35%.

Перейти к содержанию документа   4. Мероприятия ОАО "РЖД" по совершенствованию организации пригородных пассажирских перевозок.

Для того, чтобы сделать абонементный билет для всех пассажиров, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом, более привлекательным Компания прорабатывает следующие варианты по совершенствованию организации пригородных пассажирских перевозок:

В 2009 году запланировано внедрение новых видов абонементных билетов в пригородном сообщении. Предусматривается внедрение абонементных билетов на различные сроки действия (количество месяцев, недель, дней), для проезда в определенные дни недели, а также на определенное количество поездок на маршрутах, пункты отправления и назначения которых оснащены автоматизированной системой контроля проезда с применением турникетных линий. Предлагаемая система оформления абонементных билетов позволит учесть особенности режима труда и отдыха многих граждан, предоставить возможность приобретения абонементного билета гражданам, не имевшим ранее такой возможности и сократить нагрузку на билетные кассы.

Ведется работа по разработке технологии оформления и оплаты проездных документов с использованием платежных терминалов самообслуживания. Запланировано проведение пилотного проекта по использованию платежных терминалов самообслуживания на участке Москва-Белорусская – Можайск в июле 2009 года. Внедрение данного проекта позволит расширить полигон реализации проездных документов и предоставить возможность оформления проезда на станциях, где отсутствуют билетные кассы.

ОАО "РЖД" выражает надежду, что после формирования Компанией более гибкой тарифной политики пассажирам будет предоставлен новый качественный уровень услуг, который позволит им оптимизировать свои затраты на оплату проезда и улучшит условия перевозок пассажиров в пригородном пассажирском сообщении.

Версия для печати
screenRenderTime=1